Информационный ресурс
Весь мир цемента и строительства на одном сайте

Интервью с Константином Морозовым, генеральным директором HeidelbergCement, Стерлитамак, и Ярославом Сабырбаевым, директором по продажам и маркетингу HeidelbergCement, Казахстан

Константин МорозовЯрослав Сабырбаев

«Тандем»: Какие задачи в настоящее время ставит перед собой компания HeidelbergCement, работая на рынке стран Таможенного Союза и какие проблемы вам и вашим коллегам приходится решать и преодолевать?

Константин Морозов: Я работаю в подразделении HeidelbergCement, которое расположено в российском Стерлитамаке, а Ярослав – в подразделении компании в казахстанском Алматы. Поэтому у каждого из нас своя компетенция и специфика.

Главное, что волнует абсолютно всех цементников – это состояние рынка. Если рынок будет расти, то всё остальное – это задачи и цели. Если же роста рынка не будет, то решение задач и достижение целей станет проблематичным.

Могу сказать от лица подразделения HeidelbergCement в Стерлитамаке, что в настоящее время мы чувствуем себя на рынке достаточно уверенно. Мы знаем и понимаем, что и как делать, и представляем, куда двигаться, как решать технические вопросы и развивать производство. В компании существует четкое представление о том, какой результат будет получен благодаря затраченным усилиям через 5 или 15 лет. То есть, в группе компаний HeidelbergCement развивают деятельность, исходя из длинного горизонта планирования. Поэтому мы четко представляем, что будет происходить с каждым конкретным заводом группы через определенное количество лет.

Вместе с тем, в любых долгосрочных планах группы всегда делается обязательная ремарка о том, что они будут реализованы только при условии, что развитие рынка будет соответствовать нашим сегодняшним ожиданиям и планам.

 

Завод HeidelbergCement

«Тандем»: Не могли бы вы рассказать о перспективах развития производства в Стерлитамаке?

Константин Морозов: Если говорить конкретно о нашем заводе в Стерлитамаке, то у нас сегодня есть чёткий план действий. На заводе работает первая линия «новой волны» по выпуску клинкера сухим способом, которая была введена в эксплуатацию ещё в 2007 году. Таким образом, сегодня мы имеем современное, уже прошедшее период «детских болезней» производство клинкера. И сейчас в фокусе развития помольное производство.

Мы намерены реализовать проект строительства новой цементной мельницы, которая будет самой большой по производительности на Урале. Мы планируем реализацию этого проекта в течение двух лет. Одновременно со строительством мельницы группа введёт в эксплуатацию новые многосекционные цементные силосы емкостью 20 тыс. тонн.

 

«Тандем»: С какими компаниями вы намерены сотрудничать при реализации этого проекта?

Константин Морозов: Новое оборудование, которое предстоит установить в рамках проекта, будет изготовлено в одной из стран Западной Европы.

 

«Тандем»: Как в рамках компании организован процесс поиска технических поставщиков и партнёров по реализации проекта? Этот выбор делает директорат Вашего конкретного предприятия или решение принимается на уровне руководства всей группы компаний HeidelbergCement?

Константин Морозов: Существуют определённые пожелания со стороны завода, и они всегда учитываются, так как в любом масштабном деле нюансы очень важны. Управление же проектом ведется технологическим центром группы HeidelbergCement (HTC), в котором работают специалисты, специализирующиеся на проектах такого рода. Персонал этого подразделения не только решает технические вопросы, но и определяет перспективы и планы развития и вырабатывает общую политику на уровне группы.

 

«Тандем»: Как смотрятся перспективы российского рынка цемента в сравнении с рынком других стран и регионов?

Константин Морозов: На фоне остальных регионов присутствия группы HeidelbergCement, Россия и страны СНГ выделяются как привлекательный и перспективный рынок. Наши планы предусматривают расширение присутствия компании в России и в Казахстане. Могу подтвердить свои слова, упомянув о том, что уже почти два года, как успешно введен в эксплуатацию новый завод компании в Туле, который сегодня работает на полную проектную мощность, которая составляет 2 млн тонн цемента в год.

 

Ярослав Сабырбаев: В конце октября в поселке Шетпе в Мангистауской области на Каспийском цементном заводе, который принадлежит компании HeidelbergCement, получен первый клинкер на новой технологической линии мощностью 800 тыс. тонн цемента. В 2014 году там будет произведено порядка 500 тыс. тонн цемента.

Есть планы и по дальнейшему развитию Бухтарминской цементной компании, в которую были произведены немалые инвестиции за последние два года. На следующий год запланированы очередные инвестиции в модернизацию помольных мощностей, установку сепараторов на мельнице. И мы ожидаем от центрального технологического центра и руководства центрального офиса группы HeidelbergCement в Германии одобрения большой инвестиционной программы по переводу Бухтарминского завода на сухой способ производства цемента. Речь идёт об инвестициях на уровне не менее чем 100 млн евро.

 

«Тандем»: За какой срок предполагается окупить эти инвестиции?

Ярослав Сабырбаев: Тут опять же всё будет зависеть от ситуации на рынке. С одной стороны, рынки, где расположены эти производства, весьма перспективны. Но с другой, это же привлекает и другие компании, которые также стремятся расширить своё присутствие там. Поэтому инвестиции в цементную промышленность Казахстана осуществляют не только HeidelbergCement, но и другие международные глобальные игроки и местные компании, которые присутствуют в стране.

 

«Тандем»: Константин, рынок цемента имеет свои особенности. Продукцию на дальние расстояния перевозить весьма затратно, поэтому, наверно, большая часть цемента со Стерлитамакского завода находит спрос не далее чем в радиусе 500 км от места производства?

Константин Морозов: Да, и это нормальная тенденция. Рынок цемента приходит в себя, становится более структурированным, поэтому если 5 лет назад типичной была ситуация, когда клинкер везли откуда-то с Дальнего Востока в Европейскую часть страны, то сегодня такое уже не возможно. Рынок становится более рациональным, понятным и логичным, но одновременно географически для каждого завода сужается.

В том числе он сужается и для нашего завода. Нашими основными рынками сбыта являются Башкирия, восточный Татарстан, немного север Оренбуржья. Одновременно мы практически ушли с тех рынков, которые географически от нас удалены.

 

Восхождение

«Тандем»: Недавно на уровне заместителя министра в Казахстане были сделаны заявления о том, что скоро республика из импортера цемента превратится в его экспортера. Когда это произойдет?

Ярослав Сабырбаев: Это уже стало реальностью. В частности, наши поставки идут в Новосибирск. Мы очень постепенно заходим с экспортными партиями цемента на российский рынок. В 2012 году поставки составили 50 тыс. тонн, а по итогам этого года ожидаются в объёме 60 тыс. тонн. В 2014 году планы предусматривают экспорт на уровне не менее 100 тыс. тонн цемента на российский рынок. Речь идёт как о навальном, так и о тарированном цементе и различных его марках (М 400, 500 и т. д.).

 

Алексей Щеглов

 

Полную версию статьи читайте в журналде «Тандем» № 2-2013