Информационный ресурс
Весь мир цемента и строительства на одном сайте

Особенности реализации проектов строительства в современных условиях

Критерии отбора проектных организаций

 

Несовершенство российского законодательства создаёт немало трудностей всем участникам инвестиционного и строительного процесса. Поэтому для успешного преодоления встречающихся проблем желательно привлечение проектной организации уже на самом раннем этапе обсуждения проекта, что позволит оптимизировать временные и финансовые затраты заказчика.

 

Законодательные пробелы

В 2002 году с принятием Закона о техническом регулировании (№184 ФЗ) закончилась эпоха действия отлаженной советской системы нормативного регулирования ВСЕХ областей жизнедеятельности государства. Принятие данного Закона привело к революционному (не по скорости и срокам внедрения, но по сути) изменению и переопределению нормативно-технической базы страны.

Однако, как это традиционно происходит, в результате коренной ломки существующей системы с одновременной актуализацией части её и разработкой новых нормативных документов с оглядкой на западноевропейский опыт, получили противоречивый, местами некорректный аппарат, нормативно регламентирующий проектирование и строительство объектов.

В настоящее время на территории РФ действует огромное количество законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность (более 125 законов, более 500 нормативно-технических документов) зачастую вступающих в противоречие друг с другом. Данное обстоятельство приводит к неразберихе при проектировании и строительстве объекта.

С вступлением в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации (ФЗ-190) и в его развитие Постановления Правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» «потерялись» либо изменились ключевые технические аспекты проектирования, как то:

 

• В настоящее время отсутствует понятие «Техническая документация» (ТД) и его определение.

 

• Понятие «Проектная документация» означает как непосредственно комплекс документов для прохождения экспертизы (в соответствии с ГК и Постановлением № 87), так и общий объём Проектной и Рабочей документации.

 

• Отсутствует понятие «Предпроектная подготовка строительства», («Обоснование инвестиций») без выполнения которой невозможно в полном объёме разработать Бизнес-план и стадию Проектная документация. К примеру: для разработки ПД необходимо получение ТУ на инженерное обеспечение, которые выдаются на основании запросов с предварительно проведенными расчётами.

 

• Вроде как не требуется разработка ОВОС, но в то же время при организации общественных слушаний на территории планируемого строительства необходимо предоставить оценку воздействия на окружающую среду, а при разработке в Проектной документации раздел Перечень мероприятий по охране окружающей среды должен содержать результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду.

 

Минусы отмены обязательного лицензирования

Следующим этапом целенаправленного изменения системы нормативного контроля стала отмена обязательного лицензирования участников инвестиционной деятельности и передачи полномочий по выдаче разрешений на виды деятельности саморегулируемым организациям в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

При этом государство делегировало кроме этих полномочий ещё и права и обязанности в разработке ведомственных и функциональных нормативных документов (СНиПы, РД). Однако для этого должна быть максимальная консолидация и укрупнение СРО, как на примере VDMA (Германия), для организации возможности проведения научных исследований и разработок в сфере технического нормирования с учётом новейших и перспективных мировых достижений. В России же на сегодняшний день организовать подобную работу нереально в связи с огромным количеством СРО, и, как следствие, относительно малым бюджетом для подобного вида работ. По данным Минэкономразвития по состоянию на первое полугодие 2013 г. в РФ зарегистрировано 1050 саморегулируемых организаций, при этом 70% из них, т.е. около 750 из этого количества приходится на СРО из строительной сферы.

Достаточно простые, а часто и бесконтрольные условия вступления в СРО (объявления о выдаче допусков СРО на проектирование и строительство за несколько часов открыто висят в интернете и в каждом городе) приводят к появлению мелких и часто недобросовестных подрядчиков. В этой связи хотелось бы обратить внимание Заказчиков на тщательную проверку работоспособности предполагаемого исполнителя и при проведении тендеров руководствоваться не только низкой ценой, и, даже более того, только не низкой ценой. Примеров подобного сотрудничества, когда деньги ушли, а результата нет либо он и вовсе отрицательный – более чем достаточно.

 

Противоречия во благо

В соответствии с Законом «О техническом регулировании» основными нормативными документами, регулирующими инвестиционную и эксплуатационную деятельность в стране, являются Технические регламенты и Своды Правил. Ранее имевшие статус закона СНиПы стали в большинстве своем рекомендуемыми. В настоящее время принят ряд Технических регламентов, имеющих статус Федерального закона. При этом ранее действовавшие нормативы часто не отменяются, контролирующие органы (экспертиза, Ростехнадзор, ГОиЧС) продолжают настаивать на их обязательном применении. В условиях, когда старые и вновь принятые документы противоречат друг другу, создается абсурдная ситуация, когда правильно выполнить требования нормативных документов (с точки зрения надзорного органа) невозможно, что порождает неразбериху и дополнительные финансовые и временные затраты.

Справедливости ради надо отметить, что данные противоречия иногда играют на руку проектировщикам, позволяя принять более технологичное и менее затратное для Заказчика решение.

 

Д. Ф. Коробков, главный инженер, «Сибниипроектцемент», специально для журнала «Тандем»

 

Полную версию статьи читайте в журнале «Тандем» № 2-2013