Информационный ресурс
Весь мир цемента и строительства на одном сайте

Техническое регулирование в строительстве: состояние дел, проблемы и пути их решения

С. В. Пугачев, директор Департамента технического регулирования Национального объединения строителей, председатель Межотраслевого совета РСПП по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли, к. э. н.После принятия в России в 2002 году Федерального закона «О техническом регулировании» развитие нормативной технической базы в строительстве практически остановилось, т.к. особенности технического регулирования в строительстве в законе не были учтены, а основные применяемые для таких объектов в российской и международной практике технического регулирования нормативно-технические документы законом не были предусмотрены.

В результате принятых в 2007 и 2009 годах изменений в ФЗ «О техническом регулировании» ситуация в области технического регулирования принципиально изменилась. Это позволило разработать и принять Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Принятие указанного Технического регламента проходило при активном участии профессионального строительного сообщества: национальных объединений изыскателей, проектировщиков и строителей, Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Российского союза строителей, Межотраслевого совета по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли при РСПП.

 

Что сделано

Получив законодательную основу, начиная с 2010 года, органы власти совместно с созданными национальными объединениями саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей приняли и реализуют программу актуализации и развития нормативной технической базы строительства, а также её гармонизации с международными и региональными нормативно-техническими документами.

Проведена актуализация 78-ми сводов правил (СНиП) обязательного применения, за период с 2005 по 2012 годы принято 250 национальных и межгосударственных стандартов на современные строительные материалы и изделия. В рамках утвержденной 02.12.2010 г. Президиумом коллегии Минрегиона России и Общественным Советом при Минрегионе России комплексной программы совместно с национальными объединениями саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей и МГСУ проводятся работы по внедрению европейских норм по проектированию в строительстве (Еврокодов).

Переведены, отредактированы 55 частей Еврокодов (из 58), для них разработаны национальные приложения с учётом климатических, геофизических и др. особенностей территории России. В целях повышения качества и безопасности строительства в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) разработан и внедряется саморегулируемыми организациями, заказчиками и органами госстройнадзора комплекс стандартов (132 стандарта НОСТРОЙ) на правила выполнения работ в строительстве, методы контроля за их проведением и результатами. В настоящее время разрабатываются совместные стандарты национальных объединений строителей, проектировщиков и изыскателей.

Таким образом, в настоящее время в России складывается достаточно четкая структура доказательной базы «Технического регламента о безопасности заданий и сооружений», отражающая специфику технического регулирования в строительстве.

 

Узкие места и проблемы

Вместе с тем, в техническом регулировании в строительстве остается целый ряд нерешённых вопросов и проблем.

В настоящее время очень остро стоит вопрос обеспечения взаимосвязи и координации принятого ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и других смежных законодательных и нормативных правовых актов (в области пожарной и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований и т.д.). В результате ведомственного нормотворчества в области проектирования и строительства имеет место дублирование требований, их избыточность и противоречивость, возникают новые административные барьеры, требуется дополнительное согласование, ограничивается применение новых проектных решений, прогрессивных строительных материалов, изделий и технологий.

Не реализуются в полной мере полномочия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области строительного нормирования, включая утверждение строительных норм и правил обязательного применения и согласование разрабатываемых другими органами документов.

В результате, за последние три года наметилась тенденция к установлению федеральными ведомствами «фрагментарных» норм, зачастую, противоречащих базовым законам. Примером могут послужить нормативные документы, изданные и утверждённые МЧС России в области пожарной безопасности зданий и сооружений. Основная масса требований этих документов перекочевала из нормативных документов, изданных в рамках старой нормативной базы, наряду с ними появились требования, которые противоречат или имеют существенные расхождения с требованиями, установленными в сводах правил обязательного применения в соответствии с ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В рамках реализации ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» до настоящего времени не пересмотрен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р.

 

Сроки поджимают

Между тем, сроки актуализации сводов правил в соответствии со статьей 42 указанного закона истекли 1 июля 2012 года, при этом 78 актуализированных сводов правил обязательного применения не могут быть введены в действие до внесения изменений в указанное распоряжение, т.е. продолжают действовать устаревшие требования неактуализированных сводов правил. Кроме того, разработка проекта Перечня проходит без учёта документов, разработанных другими федеральными ведомствами, а также без учёта мнения профессионального строительного сообщества.

Серьезным фактором снижения безопасности зданий и сооружений является разрозненность нормативных требований к зданиям (сооружениям) и строительным материалам и изделиям, в связи с отсутствием единого законодательного акта в этой области – технического регламента. Вступление Российской Федерации в ВТО, а также в Таможенный союз делают для российской стройиндустрии чрезвычайно актуальными вопросы нормирования требований (стандартизации) к строительным материалам и изделиям, а также процедуры их обязательного подтверждения соответствия.

 

Роль технического регламента ТС

Данные проблемы должны быть разрешены с принятием технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» (далее – ТР ТС), разработчиком которого является Российская Федерация (Минрегион России). В настоящее время регламент прошёл все необходимые процедуры, одобрен российской Правительственной комиссией по техническому регулированию, внесён в Евразийскую экономическую комиссию, доработан и направлен на окончательное внутригосударственное согласование.

Особое внимание в ТР ТС должно быть уделено вопросам установления существенных требований к строительным материалам и изделиям и процедурам их обязательного подтверждения соответствия.

Присутствие на российском рынке огромного количества некачественных, контрафактных и фальсифицированных строительных материалов и изделий (согласно экспертным оценкам по отдельным категориям продукции эта доля составляет более 50% рынка), является результатом отсутствия четкой процедуры установления перечня существенных обязательных требований к ним, а также вызвано отсутствием компетентной проверки существенных характеристик применяемых строительных материалов и изделий, в том числе аккредитованными испытательными лабораториями.

Проект ТР ТС определяет, что строительные материалы и изделия должны соответствовать всем существенным характеристикам. В этой связи необходимо предусмотреть разработку специального Порядка определения существенных требований строительных материалов и изделий.

При этом приоритетным способом установления таких требований должно быть включение в межгосударственные стандарты специального приложения, устанавливающего перечень существенных характеристик для конкретных строительных материалов и изделий. Аналогичная процедура установления существенных требований на протяжении длительного времени действует в Европейском Союзе (приложение ZA к стандартам ЕН) и позволяет учесть мнения заинтересованных сторон как представителей органов власти, так и представителей промышленности строительных материалов и изделий. В отношении выбора схем подтверждения соответствия необходимо учитывать значимость и потенциальную опасность строительных материалов и изделий. Самостоятельный выбор схемы подтверждения соответствия производителем строительных материалов и изделий, особенно потенциально опасных, в отдельных случаях способен привести к введению в заблуждение потребителей и поставке на рынок небезопасных и некачественных материалов, что, к сожалению, уже имеет место на территории Российской Федерации. Учитывая, что в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, одним из приоритетов технического регулирования определена гармонизация российской и европейской систем нормирования в строительстве, за основу предлагается взять схемы подтверждения соответствия, предусмотренные европейскими стандартами, гармонизированными с регламентом ЕС 305/2011, с учётом типовых схем подтверждения соответствия, предусмотренных в Таможенном союзе. Выбор схем подтверждения строительной продукции в европейском регламенте основан на длительном (более 30 лет) практическом опыте применения европейской директивы ЕС/106/89.

При этом в отличие от России в других государствах-участниках Таможенного союза (Казахстан и Белоруссия) целый ряд строительных материалов и изделий подлежит обязательной сертификации.

Учитывая, что ряд организаций имеют в своем составе компетентные современные испытательные лаборатории строительных материалов и изделий, оснащённых современных испытательным оборудованием и средствами измерений, необходимо осуществлять их аккредитацию в порядке, установленном в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. № 602 и приказе Минэкономразвития России от 16.10.2012 г. №682. При этом должно быть обеспечено соответствие установленным критериям аккредитации.

В настоящее время полностью отсутствует доказательная база технического регламента Таможенного союза в виде межгосударственных строительных норм (МСН) и правил (МСП), соответствующих требованиям технического регламента. Учитывая предстоящий большой объём работ и длительные сроки разработки МСН необходимо рассмотреть возможность разделения сроков введения в действие регламента для строительных материалов и изделий (сокращенный срок) и для зданий и сооружений (более длительный срок в связи с длительными сроками разработки МСН и МСП, обеспечивающими доказательную базу технического регламента для зданий и сооружений).

 

Проблема соответствия международным требованиям

Кроме того, существующие процедуры и механизмы разработки и обсуждения документов по стандартизации МСН и МСП не соответствуют требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, предусматривающего достижение на национальной основе консенсуса по разрабатываемым документам, а также открытость и публичность обсуждения и учёт замечаний всех заинтересованных сторон. В настоящее время организует разработку и принимает МСН и МСП Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (МНТКС), членами которой являются только руководители подразделений государственных органов по управлению строительством, на которые возложено проведение работ по стандартизации и техническому нормированию (п.1.2 Положения о МНТКС). Решения МНТКС принимаются без экспертного заключения профильных технических комитетов по стандартизации, следовательно – без привлечения профессионального экспертного сообщества.

При этом, необходимо учитывать, что начиная с 01.01.2013 г. на основании решения Межгосударственного Совета по стандартизации, сертификации и метрологии (МГС) от 15 ноября 2012 года полномочия Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) по разработке межгосударственных стандартов в области строительства прекращены.

С учётом международной практики и положений Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле необходимо оперативно создавать систему межгосударственных технических комитетов в строительстве в целях активизации работ по стандартизации, в т.ч. в части разработки и экспертизы документов области стандартизации, обеспечивающих доказательную базу технического регламента (МСН, МСП и ГОСТ).

 

С. В. Пугачев, директор Департамента технического регулирования Национального объединения строителей, председатель Межотраслевого совета РСПП по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли, к. э. н.

 

Полную версию статьи читайте в журнале "Тандем" № 2-2013