Информационный ресурс
Весь мир цемента и строительства на одном сайте

Оценка мощностей и экспортного потенциала промышленности железобетонных изделий Республики Беларусь

Принято считать, что начало применения железобетона связано с именем парижского садовника Монье, получившего ряд патентов на изобретения по железобетону во Франции и в др. странах; первый его патент на цветочную кадку из проволочной сетки, покрытой цементным раствором, относится к 1867 г. Заметную же роль в строительной технике России, Западной Европы и Америки железобетон начал играть лишь в конце XIX века.

Со времени изобретения железобетона прошло чуть менее 150 лет, однако этот, без преувеличения, уникальный материал не только не утратил актуальности, но и завоёвывает все более прочные позиции. Ежегодный выпуск железобетона во всем мире превышает 2 млрд кубометров, что вряд ли может сравниться с каким-нибудь другим продуктом производственной деятельности человека. Пожалуй, можно утверждать, что показатели производстважелезобетона могут служить в качестве показателей степени индустриализации отдельно взятой страны.

В настоящее время крупнейшими производителями железобетона являются Китай и США. В КНР работает 9600 заводов по производству железобетонных конструкций. Даже в США, стране, традиционно ориентированной на монолит, сборный железобетон активно используется не только при строительстве жилых и промышленных зданий, но также в мостостроении. В Германии производится 32 млн м³ сборного железобетона в год, в Италии – более 40 млн м³.

Рассмотрим также ситуацию у наших друзей и соседей по Таможенному союзу и ЕврАзЭС. Так, в России в 2013 году произведено 27,4 млн м³ сборного железобетона (рост к 2012 г. составил 8,3 %), Казахстан начал стремительно наращивать свой потенциал по выпуску ЖБИ и с 2008г. по 2013 г. увеличил его в 5,9 раз, до 2,27 млн м³.

По этому показателю Беларусь занимает промежуточную позицию между Западом и Востоком, значительно опережая своих восточных партнеров, что свидетельствует о достаточно высоком уровне индустриализации строительной сферы в республике.

 

Востребованность железобетона

Строительство на протяжении многих лет остаётся одной из ведущих отраслей хозяйства Беларуси, поэтому любые экономические и политические решения немедленно отражаются на конъюнктуре строительного рынка, что в свою очередь определяет динамику развития связанных с ним производств. В отношении заводов ЖБИ такое взаимовлияние прослеживается особенно чётко. Это вполне закономерно, ведь доля объектов из сборного железобетона и крупнопанельных конструкций в жилищном секторе приближается к 50 %, в нежилом и коммерческом этот показатель ещё выше.

В последнее время особенно быстро развивается нежилое строительство. Весь период с 2007 по 2013 год среднегодовые темпы его прироста находились на уровне 40 %. Главными движущими силами этого развития стали реализация Государственной программы развития села до 2015 года и решение о проведении в Минске чемпионата мира по хоккею в 2014 году. Последнее потребовало коренного преобразования туристической и спортивной инфраструктуры: запланировано строительство четырёх десятков новых гостиниц, более двадцати ледовых арен. И везде ведущая роль остается за железобетоном.

 

Потенциал производства ЖБИ в Беларуси

Так, что же представляют собой отечественные производители ЖБИ, какими производственными мощностями они располагают на современном этапе, какие позиции занимают на внутреннем и внешнем рынках, что выпускают, как оценивают свои перспективы?

Железобетонные изделия и конструкции сегодня в Беларуси производят порядка 100 предприятий разных форм собственности и различной ведомственной принадлежности, включая домостроительные комбинаты и заводы крупнопанельного домостроения, при этом около 80 % общего объёма продукции приходится на долю двух десятков ведущих заводов.

Анализ динамики производства в стране бетонных и железобетонных изделий и конструкций за последние 10 лет показывает, что выпуск железобетона увеличивался пропорционально увеличению выпуска цемента.

До 80 % железобетона до настоящего времени остается на внутреннем рынке. Однако, принимая во внимание всеобщую экспортную ориентированность экономики страны, а также существующие макроэкономические тенденции, есть основания полагать, что объёмы внешних поставок ЖБИ будут расти.

Белорусские производители бетонных и железобетонных изделий выпускают полную номенклатуру изделий и конструкций, необходимую для строительства как жилищных, так и промышленных объектов любой степени сложности, при этом свободно обеспечивая 100%-ю потребность строительных организаций республики, о чём свидетельствуют статистические данные о практически полном отсутствии импорта данной категории товаров в нашу страну.

На предприятиях промышленности строительных материалов продолжают уделять пристальное внимание вопросам расширения и оптимизации номенклатуры выпускаемых изделий, повышению их потребительских качеств, о чём речь пойдет ниже. Решающую роль в этом процессе должна сыграть проводимая модернизации и технологическое обновление производства.

Как можно было увидеть на диаграмме №1 выпуск бетонных и железобетонных изделий в 2013 году в совокупности составил порядка 4,5 млн м³ с учётом продукции домостроительных комбинатов и промышленной базы строительных трестов. В то же время, установленные мощности белорусских предприятий позволяют выпускать 5,7 млн м³. Это означает, что имеющиеся в республике мощности в совокупности задействованы на 83,3%.

 

Проблемы реализации продукции

Основная экономическая проблема современности заключается не столько в способности и возможности нарастить производство той или иной продукции, сколько в наличии возможности её реализовать, в том числе на внешних рынках. И у нас ужеесть, к сожалению, отдельные поучительные примеры.

Согласно статистическим данным, в 2013 году предприятия всех форм собственности республики поставили на экспорт чуть более 730 тыс. м2 бетонных и железобетонных изделий. При этом соотношение бетона и железобетона составило 42,5% к 57,5%, или 312,9 м³ бетонных и 422,8 м³ железобетонных изделий на общую сумму свыше 174 млн долларов США (72,6 млн и 101,7 млн долларов, соответственно).

Что касается экспорта непосредственно железобетонных изделий и конструкций, то по состоянию на сегодняшний день основу экспорта составляет группа так называемых индикативных товаров, на долю которых приходится 88,9% всего объёма экспорта ЖБИ.

В состав группы индикативных изделий в настоящее время 7-8 товарных позиций, наиболее востребованных на рынках приграничных стран (страны Балтии, Польша, Украина, Россия), а также Казахстан и Армения. Наиболее крупным потребителем белорусского железобетона на протяжении ряда лет остается Российская Федерация.

Полагаю, что следует отметить, что загрузка установленных мощностей по изделиям индикативной группы в 2013 соду составила от 32,3% (плиты пустотного настила) до 113,% (шпалы железобетонные). Различие степени загруженности мощностей можно объяснить тем, что производство отдельных товарных позиций (шпалы, опоры ЛЭП) сосредоточено на предприятиях профильных ведомств (Минтрас и Минэнергетики).

 

Перспективы отрасли

Тем не менее, есть надежда, что в 2014 и последующих годах произойдет расширение номенклатуры товаров данной группы. Основанием для этого служит тот факт, что белорусские предприятия постоянно работают над расширением ассортимента и повышением качества выпускаемой продукции.

Так, в частности, ОАО «Молодечненский завод железобетонных изделий» специализируется на производстве дорожных и аэродромных плит. Его аэродромные плиты нашли своё применение не только на аэродромах. Из-за того, что они легко монтируются, а при необходимости и демонтируются, сфера их применения значительно шире. Так, около полутора тысяч плит уже отправлено соседям в Литву. В Клайпедском порту их планируют использовать при устройстве дорог для тяжелых контейнеровозов. Плиты успешно применяются в обустройстве автостоянок, цехов предприятий, площадок различного назначения. В рамках реализации программы «Чистая вода» на предприятии освоили выпуск специальных ригелей. Из других видов продукции следует отметить вентиляционные блоки, совмещённые с диафрагмами. Их используют для строительства зданий школ.

Единственный в стране Завод железобетонных мостовых конструкций выпускает уникальную продукцию, которая составляет основу любого современного моста. Новый вид продукции, освоенный заводом, – плиты для устройства покрытий трамвайных путей, эксплуатируемых в сухих и водонасыщенных средах со слабо- и среднеагрессивными водами. За счёт тщательно продуманной конструкции и качества исполнения плит повышаются эксплуатационные характеристики путей, снижается динамическая нагрузка на подвижной состав и дискомфорт, связанный с шумом, вибрацией от движения трамвая, повышается долговечность трамвайного полотна (до 30 лет без ремонта), также монтаж путей из сборных конструкций имеет массу преимуществ перед технологией монолитного бетонирования.

Вполне возможно, что эти и другие виды продукции заинтересуют иностранных потребителей.

 

Ограничения и сдерживающие факторы

Вместе с тем, существует ряд внутренних и внешних факторов, существенно ограничивающих возможности наращивания экспортных поставок. Так, специфические физические и стоимостные особенности железобетонных изделий и конструкций – большой вес и габариты при сравнительно небольшой стоимости – создают ряд ограничений для расширения объёмов и географии экспортных поставок, и прежде всего в силу определенного «плеча доставки», превышение которого при действующих железнодорожных тарифах на перевозки делает экспорт экономически нецелесообразным.

К внутренним сдерживающим факторам также можно отнести следующие:

– стоимость цемента белорусских производителей значительно превышает стоимость в ближнем зарубежье;

– в республике сохраняется дефицит гранитного щебня фракции 5÷20; 10÷20 мм, мотивированный необходимостью его экспорта.

 

Александр Пастухович, ведущий специалист, «Институт жилища – НИПТИС им. С. С. Атаева», г. Минск