Информационный ресурс
Весь мир цемента и строительства на одном сайте

Бакинские перспективы

Ночной БакуМежду Западом и Востоком

Географическое положение прочно предопределило политику Азербайджана. Республика находится на пересечении линий интересов крупных региональных игроков – Турции, России и Ирана. И каждая из этих стран ведет на территории Закавказья свою игру. Плюс, к региону проявляют стабильный политический интерес США, опосредованное присутствие которых и воздействие на ситуацию в регионе наиболее рельефно проявляется в периоды роста региональной нестабильности.

Поэтому с момента получения независимости Азербайджан достаточно умело реализует политику балансирования, пытаясь отстоять свои национальные интересы и одновременно проводя курс на построение полноценной государственности.

Становление Азербайджана как субъекта международной политики шло на фоне войны в Нагорном Карабахе. Этот конфликт, в который была вовлечена соседняя Армения, разгорелся в 1988 году и после окончания активной фазы боевых действий находится в тлеющем состоянии. С той поры Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов – 20 % территории Азербайджана – не контролируются Азербайджаном и считаются в Баку оккупированными землями. В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры. Перспективы их успешного завершения далеки как никогда. Но несмотря на перестрелки и значительное напряжение на линии разделения враждующих сторон, в настоящее время риск возобновления широкомасштабных действий расценивается экспертами как не слишком высокий.

 

Дом ПравительстваОснова процветания – устойчивый рост

Отказ от возобновления военных действий позволил Азербайджану воспользоваться открывшимися перед ним экономическими перспективами. Экономический рост продолжается непрерывно с 1996 года итечение последующих 10 лет экономика этого закавказского государства в среднем ежегодно росла более, чем на 13 %, существенно опережая по темпам другие страны СНГ. В результате к 2006 году ВВП республики увеличился в 8,4 раза и достиг 20,4 млрд долларов.

Сейчас ВВП Азербайджана составляет более 94 млрд долларов. По словам заместителя председателя правления Центрального банка Азербайджана, в ближайшие десять лет в планах Азербайджана увеличить объём экономики как минимум в два раза. По его словам, получить такое движение можно посредством инноваций и финансирования.

В силу экономической специфики страны, основным локомотивом экономического роста будет продолжать оставаться столичный регион, где концентрируются основные финансы, полученные от продажи нефтегазового сырья. В то же время регионы имеют значительные человеческие ресурсы и неплохой потенциал для развития.

В 2012 году иностранные инвестиции в экономику страны составили 10,314 млрд долларов. Замедление мировой экономики пока не оказывает существенного негативного влияния на Азербайджан и, по данным Госкомстата, в I-квартале 2013 года иностранные инвестиции в экономику составили 2,8 млрд долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, их объём увеличился на 17,7 %. При этом, 1,2 млрд долларов, или 43,8 % всех инвестиций, пришлись на прямые иностранные инвестиции. Из них 1 млрд долларов, или 82,9 %, вложено в нефтегазовый сектор. Одновременно за первые три месяца этого года было привлечено иностранных кредитов на сумму 505,7 млн долларов, из которых 48,5 % под государственные гарантии.

 

Культурный центр Гейдара АлиеваСтрана масштабных проектов

Если экономический рост не остановится, то строительный бум, последствия которого наглядно видны в Баку, тоже продолжится, что предопределит высокий спрос на строительные материалы и, прежде всего, на цемент.

За последние годы в городе построено немало красивых монументальных сооружений и невооруженным взглядом видно, что Баку похорошел.

Череда ввода крупных объектов продолжается. В мае президент Ильхам Алиев принял участие в открытии нового паркового комплекса над подземной парковкой, который построен в Баку между улицами Физули и Мирзага Алиева. Эта утопающая в зелени и оборудованная фонтанами территория стала самым большим парком в городе.

Чуть ранее, 1 мая, состоялось открытие Гобустанского спортивного комплекса. В комплексе есть 900-местный зал, различные рабочие и вспомогательные помещения, и созданные с его вводом условия позволяют на высоком уровне проводить различные мероприятия международного значения.

Этот объект стал одним из многих сооружений, которые строятся в рамках подготовки к первым Европейским Олимпийским играм, которые пройдут в Баку в июне 2015 года. Сейчас подготовка к этому мероприятию в самом разгаре и многие из сооружений расположены на территории Олимпийской деревни. Масштабы строительства впечатляют и неудивительно, что председатель Координационной комиссии Игр, президент олимпийского комитета Греции Спирос Капралос в ходе инспекторской поездки назвал построенные к ЕОИ-2015 года в Баку спортивные сооружения фантастическими.

Быстрыми темпами развивается и метрополитен. Сейчас бакинская подземка включает всего 23 станции. В настоящее время ведутся работы по строительству восьми станций и двух депо. И в 2014 году в эксплуатацию будут сданы станции «Автовокзал» и «Мемар Аджеми-2». Но это только начало. и принятая ранее 20-летняя программа предусматривает, что к 2030 году будет построено 50 новых станций. После ее реализации метрополитен будет состоять из 79 станций и вырастет в длину до 119 км.

Иногда новые проекты даже отдают гигантоманией. Так, в Азербайджане решили превзойти пакистанцев и соорудить самую большую в мире мечеть, которая превзойдет по размерам знаменитую «Мечеть Шах Фейсал», которая находится в Исламабаде и внесена в книгу рекордов Гиннеса. Мечеть будет построена на территории создаваемых «Каспийских островов» (Khazar Islands). Проект реализует азербайджанский частный строительный концерн «Авеста».

 

Стройкомплекс нового поколения

Все это ставит новые задачи перед строительной индустрией Азербайджана, которая развивается быстрыми темпами. На местный рынок зашли уже многие известные мировые производители и расширяют на нем свое присутствие.

Так, компания AAC, которая является первым в Азербайджане изготовителем блоков из ячеистого бетона (газобетон) по технологии и на оригинальном оборудовании немецкой фирмы Wehrhahn, намерена увеличить выпуск продукции. Её новый завод начал свою деятельность с 29 декабря 2011 года. В дальнейшем компания планирует довести мощность выпуска продукции до 1,2 тыс. м3 в сутки, в зависимости от реальной потребности и охватить 10 % азербайджанского рынка строительных материалов. Начать экспорт компания намерена уже со второй половины 2013 года. В качестве рынков для сбыта рассматриваются Грузия и Россия.

С конца 2012 года крупнейший производитель цемента в Азербайджане, компания ОАО Holcim, начала массовое производство нового цементного продукта – «Гарадаг СПРИНТ». Этот цемент содержит минеральные добавки, относящиеся к классу прочности «42,5» в соответствии со стандартом AZS 411:2010 (EN 197-1:2000) и обеспечивает высокую раннюю прочность. ОАО Holcim рекомендует его применение для производства обычных сборных элементов железобетона, преднапряженных железобетонных элементов, а также продуктов сборного железобетона. Наряду с обеспечением высокой ранней прочностью, этот цемент позволяет ускорить процесс производства продуктов и элементов сборного бетона, а также повысить производительность, тем самым создавая условия для относительного снижения производственных расходов. В настоящее время цемент отпускается потребителю навалом, в ближайшее время планируется продажа в мешках.

Потребности республики в новейших добавках для бетона, в частности, удовлетворяются за счет импорта из России, где у концерна BASF открыто новое производство в Подольском районе. Но не исключено появление аналогичных производств и в республике.

Как и во многих станах СНГ, в Азербайджане являются актуальными задачи повышения качества бетона и цементов. В этих целях госорганы страны поставили задачу принять национальные стандарты производства и применения бетона и его компонентов.

 

Дорогу новым технологиям

Перспективное направление для страны – повышение энергоэффективности. Из-за изобилия и дешевизны энергоресурсов с развитием и применен таких технологий республика запоздала на 40 лет, но движение в этом направлении началось.

Недавно норвежская компания Norsk Energi провела для профильных чиновников республики семинар «Энергоэффективность в зданиях Азербайджана. Программа технической помощи и развития кадрового потенциала». В Азербайджане также ведутся работы в рамках программы INOGATE (программа международного сотрудничества в сфере энергетики между Европейским союзом, Турцией и странами СНГ, за исключением России), которые предусматривают мониторинг уровня энергоэффективности зданий и сооружений. Во многом результатом этого сотрудничества стал подготовленный расположенной в Баку Международной академией экологической энергетики законопроект об энергетической эффективности. Такой закон есть в большинстве стран СНГ. В проекте записано, что энергоэффективность должна закладываться на проектной стадиии, а архитекторы должны иметь право следить за выполнением своих проектов.

Начинают появляться и первые проекты энергоэффективных зданий, для которых используются современные материалы. Так, частная структура – AccessBank, на средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) строит в Баку первый в Азербайджане энергоэффективный дом – центральный банковский офис. При этом уже давно в республике применяются не только пористые кирпичи, но и новые изоляционные материалы с меньшим коэффициентом теплопроводности. Например, компания Gilan изготавливает строительные кубики, коэффициент тепловодности которых в 20 раз меньше, чем у традиционных камней. В дальнейшем при таком строительстве специалисты ожидают формирования спроса и на специальные марки энергоэффективных бетонов.

В ближайшее время в Азербайджане планируется развивать строительство платных магистралей. Первой платной дорогой может стать третья окружная дорога из бакинского поселка Сахиль до Сумгайыта. Планы по реконструкции мостов, многие из которых не выдерживают возросшего потока большегрузного транспорта, и расширению дорожной сети также предопределяют высокий спрос на качественный бетон

 

Иван Аниров