Информационный ресурс
Весь мир цемента и строительства на одном сайте

Сочи. Мнение строителя

Что получил Юг России? И почему столько сил и финансов стоило вкладывать в олимпийское строительство?

 

Подготовка к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи заняла несколько лет напряжённого труда, координации усилий государства и бизнеса, и огромных финансовых затрат. О том, как происходила грандиозная олимпийская стройка, какие перемены произошли в регионе, наш корреспондент пытался выяснить на месте. Он побеседовал с инженером-конструктором одной из крупных строительных фирм и непосредственным участником возведения олимпийских объектов. Его рассказ довольно откровенен и вместе с тем типичен, поэтому мы решили не называть настоящие имя и фамилию нашего респондента.

 

Наперекор критикам

«Сейчас во многих СМИ и блогах часто встречаются мнения, что деньги, израсходованные на Олимпиаду, нужно было раздать пенсионерам, покрыть золотом дороги и т.д., но неужели у этих людей отсутствует понимание, что большие проекты всегда затратные. Тем более, цены сейчас ещё более высоки, так как технологии стали совершеннее, а земля в России очень дорогая. Да, строить дорого, но строить нужно, чтобы показать, что мы что-то умеем и что наша страна способна на выполнение таких грандиозных проектов», – сразу сообщил своё отношения к критике такого рода наш респондент и перешел к подробностям.

Пресс-служба ГК "Олимпстрой". Дворец зимнего спорта «Айсберг»Для начала он просто напомнил, что представлял собой несколько лет назад регион, который был выбран местом проведения XXII зимних Олимпийских игр. Если рассказывать совсем просто – это было хаотичное скопление загородных домов и небольших поселков, население которых получало доход исключительно от сдачи площадей и мелкой торговли. Сейчас же там появились полноценные города с высотными зданиями. Цены на недвижимость стали сопоставимы с московскими. Например, съём в аренду двухкомнатной квартиры в Сочи сейчас обойдется примерно в 40 тысяч рублей месяц. Тем не менее, большинству людей в Сочи квартиры в новостройках не так выгодны, как комнаты в отдельно стоящем доме, которые можно сдавать сразу нескольким отдыхающим.

«При строительстве очень многое приходилось делать с нуля, существовала масса юридических проблем, связанных с выкупом земли у населения. Год назад мне казалось, что мы вовремя не успеем ничего, но когда я вернулся после перерыва в декабре 2013 года, понял, что успели абсолютно всё. На протяжении строительства я много где побывал, но если бы меня сейчас высадили посреди города, то я просто бы не узнал окрестностей», – поделился впечатлениями инженер-строитель. При этом, стоит уточнить, что непосредственно в центре Сочи практически нет больших изменений, разве что проведена реконструкция Курортного проспекта. А вот в Адлере и селе Весёлое произошли огромные перемены.

 

Местный колорит

Говоря об Олимпиаде в Сочи следует помнить, что регион это чрезвычайно своеобразный. Климатически – это самые северные субтропики в мире, где царит специфическая атмосфера юга России. Крайне любопытно, какое впечатление всё это произведет на олимпийцев. В качестве небольшой иллюстрации южной «специфики» обратим внимание на своеобразный перевод названий улиц. Вопреки мировой практике, в большинстве случаев вместо использования транслитерации их названия перевели буквально, поэтому улица Ружейная по-английски стала называться «Shotgun street» и т. д. И таких забавных деталей, если обратить внимание, довольно много.

 

Инфраструктурная революция

Поскольку регион был практически не развит, помимо спортивных сооружений требовалась очень серьезная модернизация местной инфраструктуры. Поселок Красная поляна, где сейчас находится престижный горнолыжный курорт, совсем недавно представлял собой небольшую деревню, куда ходил буквально один рейсовый автобус в сутки. Сейчас же туда проложили современную четырехполосную дорогу с туннелями, мостами и путепроводами. Параллельно ей теперь проходит железная дорога, по которой с интервалом в десять минут курсируют экспрессы «Ласточка». Помимо этого, в самом Адлере построили большое число дорожных развязок, которые водители поначалу в шутку называли «... пойми, куда ехать». Дело в том, что у многих местных автомобилистов ещё не было понимания и опыта езды по таким сложным конфигурациям дорог – сходная ситуация наблюдалась и в Москве после строительства МКАД, где водители ранее привыкли к простым перекресткам и просто не были готовы к освоению современных развязок.

В сочинском аэропорте «Адлер» было два аэровокзала – маленький и старый, который зарастал бурьяном с 70-х годов прошлого века. Сейчас его доделали, а по сути, построили заново, и теперь там огромный современный аэропорт. И это огромный плюс для инфраструктуры всего региона с точки зрения развития туризма и экономики в целом, престижа страны и комфорта граждан.

«Были полностью сделаны новые очистные сооружения, хотя срок выполнения работ и был немного сорван. Однако основной проблемой является другое – чтобы очистное оборудование работало, к нему должен быть постоянный приток отходов, который будет во время Олимпиады. Но как система будет функционировать дальше пока остается неясным», – поделился опасениями наш респондент.

Та же проблема касается и самих олимпийских объектов – в Сочи появилось пять ледовых арен (не забываем про субтропики), впоследствии одна из них будет перепрофилирована в торговые площади, но насколько будут востребованы остальные четыре – вопрос также открытый. Необходимо ломать стереотип, из-за которого граждане нашей страны предпочитают ездить отдыхать в Хургаду или Турцию, но одной Олимпиады для этого может быть мало. Поэтому государству и бизнесу следует и далее прикладывать усилия в целях развития туристического кластера в регионе Большого Сочи.

 

Бетон из местных материалов

С конца прошлого века основным материалом строительства является железобетон. Соответственно, примерно 90-95% сооружений в Сочи строилось именно из него: резервуары очистных сооружений, насосные станции, трамплины, большая часть объектов инфраструктуры и спортивных сооружений.

Как известно, основных видов железобетона два: сборный, который производится на заводе, а затем привозится на стройплощадку и собирается, как конструктор, и монолитный – когда все «мокрые» процессы проходят непосредственно на стройплощадке – сначала арматура выкладывается в опалубку, куда затем заливают смесь. Смесь должна где-то готовиться – как правило, на мобильных бетонных заводах, которые разворачиваются поблизости от строящегося объекта. Предварительно выясняется, где есть местные карьеры, песок и другие материалы, или же сырье привозят из другого региона.

«Местные строительные материалы имеют свою специфику. В аэропорту «Адлер» сложилась следующая ситуация – из-за использования местных материалов, какой-то компонент, возможно щебень, был засолён, в итоге получилось так, что началось самопроизвольное растрескивание взлетно-посадочных полос. Сейчас всё построили, а что с этим будет дальше, не совсем ясно, так как если проблемы начинаются на линейных сооружениях типа взлетно-посадочной полосы, то их легко можно устранить, а вот если это происходит в каких-либо подземных сооружениях, то заметить это тоже легко, но устранить гораздо труднее», – отмечает инженер-строитель.

К сожалению, постоянная спешка сказалась на качестве бетонных работ. Когда ещё не была готовая дорожная сеть, из-за тяжелой техники на дорогах образовывались огромные пробки, так что машины-миксеры иногда вываливали бетонную смесь прямо на обочине, чтобы не дать ей затвердеть в кузове. Не исключено, что после Олимпиады может возникнуть проблема ремонта и реконструкции объектов в Сочи, так как быстро и одновременно хорошо всё сделать достаточно трудно.

 

Андрей Куликов

 

Полную версию статьи читайте в журнале «Тандем» № 1-2014