Информационный ресурс
Весь мир цемента и строительства на одном сайте

Русский мост на Русский остров

Изящный силуэт нового моста стал визитной карточкой Владивостока

 Вспоминая самые грандиозные стройки последних лет, нельзя обойти вниманием знаменитый мост на Русский остров, который так теперь и называют – Русский мост. Строительство данного объекта стало одним из самых значительных проектов в стране, а сам Русский мост является одним из крупнейших вантовых мостов в мире.

 

Русский мостРусский остров находится в Японском море, в заливе Петра Великого, в нескольких километрах от Владивостока. Официально считается частью Владивостока, но отделен от него проливом Босфор Восточный. История у острова довольно древняя, но русская её часть началась только в позапрошлом веке. Считается, что впервые русские мореплаватели попали на него в 1858 году, на карте остров был обозначен в 1859 году (правда, не весь, а только его западный и северный берег), а официально российским он стал в 1860 году, после подписания соответствующих договоров.

Название острову дал генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н.Муравьев-Амурский. Вначале у острова было и ещё одно наименование – остров Казакевича, в честь первого военного губернатора Приморского края, но впоследствии за ним закрепилось исключительно сегодняшнее название.

Изначально основными жителями острова были военные моряки, а в начале ХХ века остров стал базой Тихоокеанского флота.

Для соединения с материком все, кто хотели попасть на остров и покинуть его, долгое время пользовались паромом. Это было не слишком комфортно, так как в результате морская дорога занимала порядка 40 минут, и не во все времена года паромом было удобно пользоваться. Неудивительно, что на протяжении долгого времени жители острова мечтали о том, чтобы Русский стал «ближе» к основной части Владивостока.

 

Как всё начиналось

Ещё в 1939 году появились первые замыслы о том, как соединить Русский остров с материком. В частности, в те времена предлагалось оборудовать между берегами канатную дорогу. Позже заговорили о строительстве моста, но все проекты до поры до времени так и оставались всего лишь идеями и пожеланиями, пока не было принято решение провести на острове Саммит АТЭС-2012. Идея понравилась, но был у нее один большой минус – чтобы её осуществить, требовалось обеспечить надёжное транспортное сообщение острова с материком. Именно тогда мечты о строительстве моста стали реальностью.

Выбирая, каким будет мост, проектировщики колебались между двумя вариантами – вантовым и висячим. В конечном итоге победил вантовый вариант.

 

Особенности вантовых мостов

Вантовые мосты считают одним из типов висячих. Они состоят из одного или более пилонов, то есть мощных опор, которые соединены с дорожным полотном при помощи вантов – прямолинейных стальных тросов. Ванты соединяются непосредственно с пилонами – именно в этом отличие вантовых мостов от висячих, в которых дорожное полотно поддерживают вертикальные тросы, прикрепленные к несущим тросам, протянутым по всей длине моста.

У вантовых мостов есть много преимуществ, благодаря которым такие конструкции набирают всё большую популярность. Так, их можно строить высоко над водой, что обеспечивает возможность прохождения высоких судов. Отсутствие промежуточных опор облегчает процесс строительства и дальнейшей эксплуатации. Относительная неподвижность дорожного полотна в вантовых мостах позволяет использовать их даже в качестве железнодорожных мостов.

 

Тонкости строительства

Строительство моста на Русский остров оказалось непростой задачей, так как предстояло учитывать множество нюансов и факторов. Среди них важное место занимали сложные климатические, геологические и сейсмические условия, заключавшиеся в больших перепадах температур, сильных ветрах, влажном климате и др. Но в результате слаженной работы самых разных специалистов удалось спроектировать мост, который отвечал всем необходимым требованиям. Так, ванты нового моста благодаря применению специальной стали способны выдерживать температуры от -40°С до +40°С, а расчётный срок их эксплуатации оценивается в 100 лет. Устойчивым к шквалистому ветру, который часто наблюдается во Владивостоке, мост делает аэродинамическое сечение пролетного строения.

 

Этапы строительных работ

Строить мост начали одновременно с двух сторон – с острова и с материка. В июле-августе 2008 года проводилась начальная подготовка строительных участков, а 3 сентября того же года стало датой начала строительных работ.

Перечень всех проведённых работ весьма обширен – постепенно, день за днем, месяц за месяцем, строители кропотливо продвигались к своей цели. Вздымались ввысь пилоны, сотни тысяч кубометров бетона становились элементами моста, словно струны огромной арфы натягивались ванты... Уникальное сооружение, возводимое с использованием самых современных технологий, с привлечением масштабных научных, технических, интеллектуальных, производственных ресурсов, приобретало свои ныне привычные очертания.

Так прошло почти четыре года до того момента, когда в апреле 2012 года основные строительные работы были закончены. Затем в июле по сооружению открыли рабочее движение, мост «испробовали в действии» сначала Русский моствелосипедисты (был даже организован велопробег), а потом и автомобилисты. В сентябре того же годы было принято решение назвать новый мост, соединивший Русский остров с материком через пролив Босфор Восточный, Русским мостом.

 

Технические характеристики

Итак, что же представляет собой Русский мост, сооружение которого обошлось в ни много ни мало в 34 млрд рублей? Перечислим его основные технические характеристики. Общая длина моста составляет 1885,53 м, общая протяженность с эстакадами – 3100 м, длина центрального пролета, то есть расстояние между пилонами – 1104 м. Мост имеет ширину 29,5 м, общая ширина проезжей части – 21 м. На мосту организованы четыре полосы движения, по две в каждую сторону. Конструкция главной балки имеет общий вес свыше 22 тыс. тонн. Свободное пространство под мостом, или так называемый подмостовой габарит, составляет 70 м. У моста два пилона высотой 324 м. Длина самой длинной ванты составляет 579,83 м, самой короткой – 135,771 м. Если сложить длину всех вант, а их всего 168, то получится порядка 55 км. Расчётный срок эксплуатации моста составляет около 100 лет.

 

Самый-самый

Русский мост – сооружение уникальное, потому что сразу по нескольким показателям новый мост является рекордсменом. Так, сроки строительства, составившие меньше четырех лет, считаются рекордными в мировой практике. Плюс, Русский мост является одним из самых крупных вантовых мостов в мире, он имеет самый длинный центральный пролет и ванты. Кроме того, рекордной стала высота пилонов. «Мировой портал недвижимости» признал Русский мост самым значимым архитектурным проектом России в 2012 году.

 

Саммит АТЭС-2012

Как уже рассказывалось выше, Русский мост строили к Саммиту АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), который проходил на остров Русский со 2 по 9 сентября 2012 года. Встреча лидеров экономик АТЭС была двадцать четвертой по счёту и впервые проходила в России.

Помимо Русского моста на острове к Саммиту были построены и другие сооружения. Например, мостовой переход через бухту Золотой Рог, Дальневосточный федеральный университет, современные отели, дороги, другие разнообразные объекты инфраструктуры, которые теперь приносят пользу и жителям Русского острова, и населению Владивостока в целом.

Саммит прошел, а Русский мост остался, и теперь радует всех жителей Русского острова и его гостей, ведь сейчас, чтобы добраться на остров с материка, требуется всего 10 минут.

 

Ника Землянская